О последних событиях вокруг Украинской Церкви
Систематические гонения на Украинскую Православную Церковь продолжаются. На текущий момент власти Украины пытаются силовыми методами «зачистить» от УПЦ Киево-Печерскую Лавру. И, судя по всему, передать помещения и храмы этого монастыря в юрисдикцию так называемой Православной Церкви Украины или ПЦУ. Что, естественно, сопряжено с конфликтами и силовыми столкновениями на территории монашеской обители.
Официально все это на Украине называется «борьбой за духовную независимость» от России и Московского Патриархата. Однако, глядя на происходящее, вспоминаешь несколько иное определение, не из юридического, а из религиозного лексикона, и определение это - «натуральная бесовщина».
Собственно говоря, вопрос с конфликтом вокруг Лавры был для людей, которые хоть немного в теме церковной истории на Украине, вопросом времени. Так уж получается, что как только украинскому национализму дают «зеленый свет», этот самый национализм, хотя, скорее, неонацизм, начинает очень недобро смотреть на Лавру и пытается её захватить. Так было, например, в девяностые, когда боевики-неонаци совместно со сторонниками раскольника Филарета Денисенко пытались вторгнуться в монастырь с целью его захвата. Тогда, впрочем, обитель отстояли верующие и подразделение киевского ОМОНа «Беркут».
Нынче на Украине нет «Беркута». Да и с каноническим православием все сложно. Да, официально и украинские иерархии, и представители РПЦ называют УПЦ «единственной канонической Церковью» на Украине. Однако, не стоит забывать, что в прошлом году на некоем «Соборе» украинского духовенства епископат этой Церкви провозгласил свою «полную независимость». Провозгласил самовольно. Без ведома той самой Москвы.
Чтобы понимать суть этого решения, стоит напомнить, что УПЦ с девяностых годов является автономной Церковью в составе РПЦ. То есть, с одной стороны, Украинская Церковь самоуправляема. Максимально независима. Но не «самовозглавляема» (автокефальна). Что это значит? Это значит, что назначение главы этой Церкви все же должно происходить с ведома Москвы. А вот практически во всем остальном УПЦ самостоятельна. Как в вопросах своего внутреннего управления, так и в вопросах экономики. Однако, такой степени независимости украинским властям показалось мало. И еще Петр Порошенко начал активно искать одобрения Константинопольского патриарха на появление некоей новой «независимой украинской Церкви». Такие попытки, к слову, предпринимались там с девяностых годов. Затем чего-то такого хотел Виктор Ющенко, еще один «оранжево-революционный» президент Украины. Но получилось в итоге только у Порошенко. Так, собственно, и появилась ПЦУ. Состоящая из очень сомнительных с точки зрения преемственности «епископов» и «священников» структура.
Ну и про административное давление на УПЦ со стороны государства забывать тоже не стоит. Неоднократно Верховная Рада Украины пыталась провести законопроекты чуть ли не о полном запрете УПЦ на территории страны. И, видимо, чтобы хотя бы частично ослабить это давление иерархи Украинской Церкви приняли решение демонстративно отмежеваться от Москвы.
Затем было еще одно весьма значимое решение УПЦ – самостоятельно варить миро (масло для Таинства Миропомазания). А самостоятельное "мироварение" в рамках деятельности именно Русской Православной Церкви – это как раз показатель полной независимости (автокефальности) того или иного церковного сообщества.
Однако, все эти шаги украинским православным не помогли. Скорее, даже, наоборот. Размежевание с Москвой весьма ограничивает возможности той же Московской Патриархии по защите УПЦ. Хотя, Русская Церковь инициировала даже разбирательства по вопросу гонений на православных на Украине в ООН. Но каких-то изменений в лучшую сторону это не принесло. Украинское государство просто «не заметило» всех этих действий и только усиливает давление на Украинскую Церковь. В общем, «выбирая между войной и позором» иерархи УПЦ в большинстве своем выбрали «и позор, и войну».
К слову, такое развитие событий тоже было вполне предсказуемо. В ПЦУ было вложено слишком много усилий и денег, это чрезвычайно важный гуманитарный проект для нынешнего официального Киева. Тем более, что проект этот был поддержан Константинопольским Патриархатом, а значит, опосредованно и Вашингтоном. Проблема только в том, что верующие не слишком активно вступают в ряды этой «церкви». А значит, нужно максимально задавить «конкурентов». Что бы они там про Москву и свою независимость не заявляли.
Тут уже в целом не до Москвы, которая далеко и вообще за линией фронта. Здесь речь о земле, о храмах, о человеческих ресурсах и идеологической направленности. А ПЦУ это, в целом, не столько религиозная, сколько именно идеологическая структура. Ну, а когда встает вопрос денег и власти, особенно на Украине, то вопросы, собственно, религии уходят на второй, если не дальше, план.
Поэтому украинские власти приложат все силы, чтобы «вычистить» духовенство УПЦ из Киево-Печерской Лавры. А потом и из Почаевской. И далее, везде, где смогут дотянуться. И тенденция эта может быть преломлена только одним методом. Методом применения русского оружия. И тех самых денацификации и демилитаризации Украины, о которых в самом начале СВО говорил Владимир Путин.
Официально все это на Украине называется «борьбой за духовную независимость» от России и Московского Патриархата. Однако, глядя на происходящее, вспоминаешь несколько иное определение, не из юридического, а из религиозного лексикона, и определение это - «натуральная бесовщина».
Собственно говоря, вопрос с конфликтом вокруг Лавры был для людей, которые хоть немного в теме церковной истории на Украине, вопросом времени. Так уж получается, что как только украинскому национализму дают «зеленый свет», этот самый национализм, хотя, скорее, неонацизм, начинает очень недобро смотреть на Лавру и пытается её захватить. Так было, например, в девяностые, когда боевики-неонаци совместно со сторонниками раскольника Филарета Денисенко пытались вторгнуться в монастырь с целью его захвата. Тогда, впрочем, обитель отстояли верующие и подразделение киевского ОМОНа «Беркут».
Нынче на Украине нет «Беркута». Да и с каноническим православием все сложно. Да, официально и украинские иерархии, и представители РПЦ называют УПЦ «единственной канонической Церковью» на Украине. Однако, не стоит забывать, что в прошлом году на некоем «Соборе» украинского духовенства епископат этой Церкви провозгласил свою «полную независимость». Провозгласил самовольно. Без ведома той самой Москвы.
Чтобы понимать суть этого решения, стоит напомнить, что УПЦ с девяностых годов является автономной Церковью в составе РПЦ. То есть, с одной стороны, Украинская Церковь самоуправляема. Максимально независима. Но не «самовозглавляема» (автокефальна). Что это значит? Это значит, что назначение главы этой Церкви все же должно происходить с ведома Москвы. А вот практически во всем остальном УПЦ самостоятельна. Как в вопросах своего внутреннего управления, так и в вопросах экономики. Однако, такой степени независимости украинским властям показалось мало. И еще Петр Порошенко начал активно искать одобрения Константинопольского патриарха на появление некоей новой «независимой украинской Церкви». Такие попытки, к слову, предпринимались там с девяностых годов. Затем чего-то такого хотел Виктор Ющенко, еще один «оранжево-революционный» президент Украины. Но получилось в итоге только у Порошенко. Так, собственно, и появилась ПЦУ. Состоящая из очень сомнительных с точки зрения преемственности «епископов» и «священников» структура.
Ну и про административное давление на УПЦ со стороны государства забывать тоже не стоит. Неоднократно Верховная Рада Украины пыталась провести законопроекты чуть ли не о полном запрете УПЦ на территории страны. И, видимо, чтобы хотя бы частично ослабить это давление иерархи Украинской Церкви приняли решение демонстративно отмежеваться от Москвы.
Затем было еще одно весьма значимое решение УПЦ – самостоятельно варить миро (масло для Таинства Миропомазания). А самостоятельное "мироварение" в рамках деятельности именно Русской Православной Церкви – это как раз показатель полной независимости (автокефальности) того или иного церковного сообщества.
Однако, все эти шаги украинским православным не помогли. Скорее, даже, наоборот. Размежевание с Москвой весьма ограничивает возможности той же Московской Патриархии по защите УПЦ. Хотя, Русская Церковь инициировала даже разбирательства по вопросу гонений на православных на Украине в ООН. Но каких-то изменений в лучшую сторону это не принесло. Украинское государство просто «не заметило» всех этих действий и только усиливает давление на Украинскую Церковь. В общем, «выбирая между войной и позором» иерархи УПЦ в большинстве своем выбрали «и позор, и войну».
К слову, такое развитие событий тоже было вполне предсказуемо. В ПЦУ было вложено слишком много усилий и денег, это чрезвычайно важный гуманитарный проект для нынешнего официального Киева. Тем более, что проект этот был поддержан Константинопольским Патриархатом, а значит, опосредованно и Вашингтоном. Проблема только в том, что верующие не слишком активно вступают в ряды этой «церкви». А значит, нужно максимально задавить «конкурентов». Что бы они там про Москву и свою независимость не заявляли.
Тут уже в целом не до Москвы, которая далеко и вообще за линией фронта. Здесь речь о земле, о храмах, о человеческих ресурсах и идеологической направленности. А ПЦУ это, в целом, не столько религиозная, сколько именно идеологическая структура. Ну, а когда встает вопрос денег и власти, особенно на Украине, то вопросы, собственно, религии уходят на второй, если не дальше, план.
Поэтому украинские власти приложат все силы, чтобы «вычистить» духовенство УПЦ из Киево-Печерской Лавры. А потом и из Почаевской. И далее, везде, где смогут дотянуться. И тенденция эта может быть преломлена только одним методом. Методом применения русского оружия. И тех самых денацификации и демилитаризации Украины, о которых в самом начале СВО говорил Владимир Путин.